Частые вопросы или «что можно, а что нельзя делать с частотником»?

Более 10 лет мы работаем с приводной техникой и очень часто клиенты задают нам одни и те же вопросы о преобразователях частоты. Все их можно обобщить так: «Что можно, а что нельзя делать, и, если можно, то как правильно?»

Часть ответов на эти вопросы есть в руководствах по эксплуатации (но кто их читает? 🙂 ), другая часть — это знания, приобретенные исключительно опытным путем.

Здесь мы собрали наиболее частые вопросы:

Может ли частотник преобразовать «одну фазу 220В в три фазы 380В»?

Самый, пожалуй, распространенный миф о частотниках с питанием от сети 220В 🙂 Отвечаем: нет, не может. На выходе таких преобразователей частоты действительно три фазы, но напряжение там не поднимается выше 220 Вольт. Подключают к таким частотникам трехфазные двигатели с номинальным напряжением 220В или двигатели с напряжением питания 220/380В, обмотки которых подключены по схеме «треугольник».

Боятся ли частотники пыли и влаги?

Да, очень. Если преобразователь не имеет степени защиты IP54 или выше — пыльные места установки ему противопоказаны. Большинство инверторов снабжены вентиляторами для обеспечения активного охлаждения. Как раз в запыленных местах эти вентиляторы и делают медвежью услугу — работают в качестве пылесосов, затягивая внутрь частотника грязь и пыль.

Чем это чревато? Во-первых, перегревом. Пыль оседает на радиаторе и платах, образуя «одеяло», препятствующее нормальному отводу тепла. Во-вторых, если кроме пыли присутствует и влага, намокшая пыльная масса может стать проводником и создать контакт там, где его быть не должно.

С влагой все еще проще: конденсация влаги внутри частотника в небольших количествах со временем приведет к окислению компонентов, а попадание воды или любых других проводящих жидкостей в больших количествах — это в 100% случаев моментальный выход преобразователя из строя.

Можно ли подключать и отключать двигатель «на ходу», при работающем частотнике?

Ни в коем случае нельзя. Любые переключения нагрузки «на ходу» чреваты бросками тока и выходом из строя силовых IGBT транзисторов преобразователя частоты. Так что любые рубильники, контакторы, автоматы, переключатели и тому подобные устройства между выходом инвертора и двигателем противопоказаны. Если уж очень-очень нужно и без подобных устройств не обойтись — все переключения можно делать только при отключенном выходе частотника (сигнал «Старт» должен быть неактивен) и при полностью остановленном двигателе.

Можно ли подключать двигатель большей мощности, чем преобразователь?

Теоретически — да, если реальный потребляемый ток двигателя меньше максимального рабочего тока преобразователя частоты. Практически — это нарушение условий эксплуатации и, в случае выхода из строя частотника, в 100% негарантийный случай. Делать такое не советуем.

Можно ли подключать двигатель меньшей мощности, чем частотник?

Можно, но есть ограничения. Как правило, двигатель в этом случае должен быть»слабее» по мощности, чем частотник, не более, чем в 2 раза (например, к ПЧ мощностью 2.2кВт можно подключить двигатель мощностью не менее 1.1кВт). Связано такое ограничение с тем, что преобразователи как правило не могут отслеживать ток нагрузки ниже, чем 50% от номинального. Некоторые недорогие частотники вообще не имеют настройки тока двигателя и рассчитаны на работу с двигателем «номинал-в-номинал».

У меня «классическая» схема запуска мотора через контактор, я хочу установить преобразователь частоты после контактора перед двигателем. Можно ли так делать?

Не рекомендуется. Преобразователь частоты сам выполняет функции контактора, частые включения и отключения питания для него губительны. Для запуска частотника от внешних сигналов лучше использовать дискретные входы.

Можно ли к дискретным входам частотника подключать 220В?

Ни в коем случае нельзя. Это сразу же приведет к выходу из строя преобразователя частоты.

В преобразователе частоты есть встроенный источник питания 10В постоянного тока. Можно ли запитать от него датчики или реле?

Нет. Этот источник предназначен только для подключения выносного потенциометра.

 

(С) ООО «КТС» 2022-2023.