Частые вопросы или “что можно, а что нельзя делать с частотником”?

Более 10 лет мы работаем с приводной техникой и очень часто клиенты задают нам одни и те же вопросы о преобразователях частоты. Все их можно обобщить так: “Что можно, а что нельзя делать, и, если можно, то как правильно?”

Часть ответов на эти вопросы есть в руководствах по эксплуатации (но кто их читает? 🙂 ), другая часть – это знания, приобретенные исключительно опытным путем.

Здесь мы собрали наиболее частые вопросы:

Боятся ли частотники пыли и влаги?

Да, очень. Если преобразователь не имеет степени защиты IP54 или выше – пыльные места установки ему противопоказаны. Большинство инверторов снабжены вентиляторами для обеспечения активного охлаждения. Как раз в запыленных местах эти вентиляторы и делают медвежью услугу – работают в качестве пылесосов, затягивая внутрь частотника грязь и пыль.

Чем это чревато? Во-первых, перегревом. Пыль оседает на радиаторе и платах, образуя “одеяло”, препятствующее нормальному отводу тепла. Во-вторых, если кроме пыли присутствует и влага, намокшая пыльная масса может стать проводником и создать контакт там, где его быть не должно.

С влагой все еще проще: конденсация влаги внутри частотника в небольших количествах со временем приведет к окислению компонентов, а попадание воды или любых других проводящих жидкостей в больших количествах – это в 100% случаев моментальный выход преобразователя из строя.

Можно ли подключать и отключать двигатель “на ходу”, при работающем частотнике?

Ни в коем случае нельзя. Любые переключения нагрузки “на ходу” чреваты бросками тока и выходом из строя силовых IGBT транзисторов преобразователя частоты. Так что любые рубильники, контакторы, автоматы, переключатели и тому подобные устройства между выходом инвертора и двигателем противопоказаны. Если уж очень-очень нужно и без подобных устройств не обойтись – все переключения можно делать только при отключенном выходе частотника (сигнал “Старт” должен быть неактивен) и при полностью остановленном двигателе.

Можно ли подключать двигатель большей мощности, чем преобразователь?

Теоретически – да, если реальный потребляемый ток двигателя меньше максимального рабочего тока преобразователя частоты. Практически – это нарушение условий эксплуатации и, в случае выхода из строя частотника, в 100% негарантийный случай. Делать такое не советуем.

Можно ли подключать двигатель меньшей мощности, чем частотник?

Можно, но есть ограничения. Как правило, двигатель в этом случае должен быть”слабее” по мощности, чем частотник, не более, чем в 2 раза (например, к ПЧ мощностью 2.2кВт можно подключить двигатель мощностью не менее 1.1кВт). Связано такое ограничение с тем, что преобразователи как правило не могут отслеживать ток нагрузки ниже, чем 50% от номинального. Некоторые недорогие частотники вообще не имеют настройки тока двигателя и рассчитаны на работу с двигателем “номинал-в-номинал”.

У меня “классическая” схема запуска мотора через контактор, я хочу установить преобразователь частоты после контактора перед двигателем. Можно ли так делать?

Не рекомендуется. Преобразователь частоты сам выполняет функции контактора, частые включения и отключения питания для него губительны. Для запуска частотника от внешних сигналов лучше использовать дискретные входы.

(С) ООО “КТС” 2022.